История G&A
1997 год. Российское подразделение компании Кодак. Руководитель таможенного отдела, разобравшись в проблемах и внедрив некоторые изменения в систему доставок, выдвигает перед английским начальством невероятное предложение - в отделе из 14 сотрудников целесообразно оставить только 2-х … Что стало шоком для английского начальства (которое и не подозревало о таких возможностях). Однако, руководитель также сообщил, что подобную реорганизацию можно осуществить только при условии, что обязательно будет внедрена система мотивации с широкой линейкой бонусов, которые будут получать сотрудники таможенного отдела за повышение своей эффективности - ведь теперь 2-м сотрудникам придется выполнять ту работу, которую раньше делали 14 (и пусть даже эти 14 сотрудников работали в менее эффективной среде).
Безусловно, увольнение людей - это всегда непростой шаг (особенно в таком количестве). Но, как известно, бизнес не богадельня - в итоге английское начальство дало добро на проведение изменений, хотя это решение далось нелегко... Но достигнутые результаты поразили всех: накладные затраты сократились на 40%, ненакладные - на 80%.
Пример успешной реализации стал предтечей фундаментального метода по оптимизации расходов!
1999 год. Молодой экономист-менеджер со специализацией в области экономики и управления на предприятии выходит в мир больших возможностей с одной лишь целью: научиться управлять. Даже построив свой первый успешный бизнес, он все равно пытался получить эти знания, т.к. понимал, что без этих знаний сохранить надолго полученную прибыль и заниматься стратегическим развитием бизнеса в длительной перспективе не получится - неконтролируемые расходы обладают чудовищным аппетитом.
И несмотря на бесчисленное количество попыток и на великое множество пройденных курсов (включая легендарный MBA), знания по управлению так и не были получены - лишь общие слова, смутное представление и запутанная терминология, содержащая только по некоторым базовым экономическим понятиям более сотни различных трактовок, что постепенно убивало желание вообще в чем-либо разбираться.
Но в один прекрасный день, в 2005 году произошло историческое событие - среди преподавателей на курсах по повышению квалификации оказался именно тот человек, который в свое время провел реорганизацию таможенного отдела в Кодак… После этого понеслась цепочка стремительных событий - внедрение корпоративной информационной системы, обновление кадрового состава в рамках целого бизнеса и долгожданное получение реальных знаний по управлению.
Фундаментального метод по оптимизации расходов был закреплен на практике!
2015 год. … Закрытый проект в одной крупной российской корпорации. Молодой сотрудник аналитического отдела получает задачу найти решение по точной постановке задач и обмену информацией между отделами с рядом дополнительных условий. В итоге двухнедельных мучений руководству был представлен краткий отчет, в котором было описано решение проблемы – система управления задач (которую местные сотрудники отдела снабжения называли не иначе как «концлагерь»). Четыре месяца кропотливой разработки, три месяца внедрения и невероятного сопротивления персонала на всех иерархических уровнях – и система была успешно внедрена, информация по всем задачам стала успешно циркулировать по отделам, а персонал стал думать, прежде чем что-либо сделать (ведь теперь всё учитывается…). Первый эффект не заставил себя долго ждать – поскольку стали выявляться «лишние» траты денег (которые до этого были не видны, т.к. нигде не производилась запись по ним), то суммарное снижение расходов на закупку специализированного оборудования составило около 17%. Через некоторое время общие показатели практически по всем статьям затрат снизились на 23%.
Однако, несмотря на все успехи, в аналитическом отделе прекрасно понимали, что данная система является неполной и незамкнутой, а потому нуждается в усовершенствовании, но час еще не пробил…
2020 год, апрель, за окном бушует коронавирус, экономика потребления приказала долго жить… И в это же время в одной московской квартире на огромном мониторе высвечивается надпись «Войти в конференцию»… Через 20 минут трое участников свежесобранной конференции обменивались мыслями на тему различных технологий по управлению информацией на предприятиях и о том, как можно управлять расходами. В этой дискуссии родилась идея создать компанию, которая будет заниматься соответствующими проектами.
Так на свет появился G&A.
Волею судьбы коронавирус объединил всех нас. И поскольку коронавирус дал понять человечеству, что основная часть того, чем оно может распоряжаться, это вовсе не материальные ценности, а информация, то многие руководители и собственники предприятий осознали необходимость в управлении этим ресурсом. Но тотальная некомпетентность и халатное отношение к этой субстанции («слово не воробей – надо, еще скажу») является наиболее серьезным препятствием на пути к освоению данного ресурса. И именно в этом мы видим нашу основную задачу – дать руководителям и собственникам предприятий навыки и инструменты по управлению информацией.
Как известно, китайское слово, означающее «кризис» (кит. трад. 危機, упр. 危机) состоит из двух иероглифов, означающих «опасность» и «возможность». Второй иероглиф, кстати, многие еще интерпретируют как «критическая точка» или даже как «точка невозврата». Интересно здесь то, что кризис уже идет полных ходом, точку невозврата мы уже давно прошли – остается только возможность! А возможность всегда связана с адаптацией к неизбежным изменениям. Мы к этим изменениям уже готовы, а Вы?
Как известно, у каждой истории есть двойное дно… На самом деле, все началось намного-намного раньше…
На рубеже 1950-х и 1960-х гг. сложившаяся в СССР мобилизационная модель экономической системы с созданием основ индустриальной базы страны выполнила свою главную задачу и нуждалась в серьезных изменениях. Советское руководство столкнулось с рядом трудностей в управлении народным хозяйством. В то время в стране имелось более 200 тыс. промышленных предприятий и свыше 100 тыс. строек. Оперативно управлять производством из ряда общесоюзных отраслевых министерств и ведомств оказалось чрезвычайно сложно. Поток экономической информации стал таким обширным, что обработать его вручную или с помощью имевшейся в то время примитивной счетной техники больше не представлялось возможным. Экономика становилась все более диверсифицированной.
В 1959 году полковник А.И. Китов посылает Н.С. Хрущеву письмо в котором предлагает «переход от ручных и личных форм управления к автоматизированным системам, основанным на использовании электронных вычислительных машин». Оно было принято к обсуждению, но дело дальше не ушло. Осенью этого же года Китов снова написал письмо, в нем он уже критиковал ряд руководителей и особенно Минобороны. Так же в своем письме он предложил объединить в единую государственную сеть вычислительных центров все имеющиеся в стране ЭВМ для решения народнохозяйственных задач (в мирное время) и оборонных задач (при возникновении военных действий). А.И. Китов называл эту общенациональную сеть ЭВМ сетью вычислительных центров «двойного использования» или «двойного назначения»: военного и народнохозяйственного. Данное предложение было разгромлено, а сам Китов был исключен из партии и снят с должности заместителя начальника вычислительного центра Министерства обороны.
Следующую попытку предпринял директор Института кибернетики АН Украинской ССР, академик АН СССР Виктор Михайлович Глушков (1923-1982). Академик В.М. Глушков был весьма незаурядной личностью. Он стал одним из первых ученых, поставивших перед советским руководством вопрос о необходимости широкого использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в управлении экономикой страны. Начиная с середины 1960-х гг. и вплоть до середины 1980-х гг. создание так называемых автоматизированных систем управления (АСУ) в ведомствах и на предприятиях страны являлось важнейшей составляющей государственной научно-технической политики. По рекомендациям академика В.М. Глушкова создавались специализированные институты, в крупнейших вузах страны открывались факультеты и кафедры для подготовки специалистов по вычислительной технике и АСУ.
Но его главным проектом был ОГАС. Согласно разработанному проекту, предполагалось привлечь ресурсы ЭВМ для управления народным хозяйством, чтобы уменьшить влияние субъективного фактора при принятии управленческих решений и резко повысить эффективность работы предприятий промышленности и транспорта. Автоматизированная система мыслилась как гигантский банк данных, в который по сетям связи должна была поступать информация о работе всех предприятий страны. В качестве сердцевины системы рассматривался Главный вычислительный центр, построенный в Москве. Он обрабатывал поступающую информацию, находил оптимальные варианты планирования, сигнализировал об имевших место в экономике диспропорциях. В памяти центрального компьютера возникал бы более объективный образ происходящих в народном хозяйстве процессов, и государственные органы смогли бы с помощью автоматизированной системы управлять экономикой в режиме реального времени. Технически ОГАС представлялась как единая сеть из тысяч вычислительных центров, покрывающая территорию всего СССР.
К сожалению, по ряду политических причин этому проекту не суждено было сбыться… Хотя, кто знает – будущее не предопределено…
Источник исторической информации (статья об истории проекта ОГАС).